Талисманы, амулеты и обереги природного происхождения

0
76

Обереги – могущественные магические предметы, которые помогают человеку справляться с жизненными трудностями и избегать неприятностей, лишений и невзгод. Само слово «обереги»,  однокоренное с «оберегать», «беречь», говорит нам о задаче этих предметов.

Обереги очень тесно связаны с традициями и мифологией того народа, к которому они относятся. Это не только определенные магические знаки и символы, амулеты и талисманы.

Воск

Воск издревле ценился весьма дорого, ибо использовался в языческих богослужениях наших предков – в виде свечей и жертвенных даров. Название «ярый (т. е. чистый) воск» напоминает о связи воска (свечи) с огнем («ярый огонь»).

Восприятие воска как вещества сакрального, наделенного огненной силой, и более того, имеющего отношение к Божественному, обусловило использование его в магической практике:

  • Воском с масленичной свечи окуривали коров в случае порчи;
  • Рыбаки прикрепляли его к своим сетям;
  • Для обеспечения успеха в пчеловодстве, воск кладут в ульи;
  • Смазывали животных во время первого выпаса, окуривали воском при различных болезнях.
  • Первые состриженные волосы ребенка облепляли воском, и хранили в доме.

Недаром у славян пчелу считали святым насекомым (Сербия, Буковина), которое грешно убивать (Польша), и называли ее «божьей угодницей» (Россия), «божа мудрость» (Волынское Полесье).

  • Изначально, оберегом был просто восковой кружок. Позднее таким оберегом стал крест из воска.
  • Вместо венца во время венчания употребляли особый головной убор из льняной ткани, покрытый воском или тонкий обруч из воска (Сербия).
  • Во время венчания невеста имеет при себе кусочек воска – от порчи.
  • Чтобы умерший не обернулся упырем, поляки прилепляли на шею покойного пять восковых шариков; украинцы на грудь покойника кладут восковой оберег.
  • Во время первого доения овец восковой оберег клали на посуду для молока, охраняя его от порчи.
  • Чтобы клад не нашли чужие, зарывали сокровище вместе с восковым оберегом.
  • Пчеловоды зашивали воск в одежду, чтобы уберечь пчел от ведьмы. Воском залепляли обшитые нитками обереги из ткани.
  • Восковые шарики из свечи, запаленной на Масленице или на Перунов день, носили как ожерелье – от лихорадки.

У белорусов существовали обереги из воска в виде тех частей тела, которые предполагалось защитить от болезни. Восковые изображения частей человеческого тела приносили в храм, чтобы показать, об исцелении чего молятся. Женщины приносили восковую «жабу», изображавшую матку, а также шары с колючками, обозначавшие женские органы.

  • Чтобы уберечь жилище от града, наводнения, приносили восковой «дом», для сохранения скота от мора – «коней», «коров» и т.д.
  • Чтобы ничего не бояться, носили при себе такой оберег: кусочек освященного хлеба, крупицу соли и пшеничное зернышко, закатанные в воск от свечи, горевшей перед ликом Богини Лады.
  • Бес в грозу боится горящей свечи, запаленной на Илью пророка (20 июля) или на Масленице, и не прячется в доме.
  • Как оберег от нечисти, под подушку роженицы кладут три восковых свечи, слепленных вместе.
  • Во избежание пожара в доме хранят свечу, освященную на Великий Четверг.

Пепел

С древнейших времен пеплу приписывались многочисленные чудодейственные свойства. Кроме того, у всех народов он считался источником плодородия.

Пепел и золу часто использовали в заклинаниях и гаданиях, так как верили, что они сохраняют некоторые свойства магии огня, от которого произошли. Во многих странах на золе в прошлом гадали, стараясь определить, не умрет ли кто из домочадцев в течение года. Перед тем как семья удалится на покой, на очаг просеивали пепел и оставляли до утра, чтобы посмотреть, не появились ли на ней следы ног домового. Если таковых не находилось, все было в порядке, но если след был виден, это означало смерть не позднее чем через двенадцать месяцев того человека, чей размер стопы совпадал со следом.

Кое-где постель умершего человека сжигали на открытом месте, а пепел оставляли нетронутым на всю ночь, чтобы поутру также увидеть или не увидеть следы, по которым определяли, кому предстоит умереть следующим. В данном случае временных ограничений не устанавливалось, и до исполнения пророчества могли пройти годы.

Если английский парень, ни в кого еще не влюбленный, желал узнать, на ком он впоследствии женится, он рассыпал золу вдоль какой-нибудь тихой аллеи в канун Дня всех святых (Хэллоуин). Первая девушка, которая проходила по ней, и считалась его будущей женой.

Пепел из священных костров, возжигаемых в Иванов день (летнее солнцестояние), способствует плодородию, а также обладает защитными свойствами, и его разбрасывали по полям ради будущего урожая. Кроме того, каждый из собравшихся вокруг такого костра уносил с собой горсточку пепла для защиты своего дома. Принято было также насыпать золу в обувь, ибо это предохраняло от горя и неудач.

В Германии пепел костров подмешивали в питье скоту, чтобы улучшить его привес. Русские и французские крестьяне в первое воскресенье Великого Поста жгли костры и рассеивали пепел по полям, и даже сыпали в гнезда домашней птицы, чтобы она лучше неслась.

Пепел священных костров в Европе был оберегом от грозы, его считали талисманом от бесов и демонов. В Шотландии пепел, рассыпанный по земле, должен был сохранять ее от порчи, насылаемой ведьмами.

У некоторых племен североамериканских индейцев существовал обычай через год после похорон выкапывать кости умерших соотечественников, сжигать их и развеивать пепел по ветру. Аборигены считали, что этот пепел превращается в дождь, освежающий и оплодотворяющий земли рода. Южноамериканские индейцы каждый год приносили в жертву своим злакам человека.

Предпочтение отдавалось невысоким и коренастым мужчинам. Намеченную жертву уводили в поле и убивали среди колосьев пшеницы. После того как кровь убитого свертывалась под жарким солнцем, ее сжигали вместе с лобной костью, мозгом и некоторыми частями тела, а пепел рассыпали по земле, чтобы оплодотворить ее.

Индейцы острова Ванкувер верили, что, если перед боем натереть лица воинов пеплом ос, они станут такими же яростными, как осы. У них же бытовало поверье, что пепел мух, принятый внутрь, сделает женщину такой же плодовитой.

Глина

ГЛИНА (КИРПИЧ). Взятые от печи куски, в представлении наших пращуров, наделялись могучей силой, по причине связи печи с огнем, но, более того, печь была символом рода, семьи, надежности, целостности (загадка: «Чего из дома не вынести?» – «Печь»). Посему, прибегая к защите подобного оберега, на деле полагались на скрытую за ним силу – силу рода, силу предков-хранителей семьи.

  • Для защиты от нечистой силы, беременная женщина носила с собой кусочек кирпича от печи.
  • Украинцы, в рукав рубашки, в которую заворачивают новорожденного сразу после рождения, кладут кусочек глины от печки («печину»), уголек и соль со свечой, завернутые в узелок – от черта.
  • При первом выгоне скота, под порог хлева подкладывали кусок кирпича.
  • Идя на обряд наречения ребенку имени, при переходе через перекресток, кидали узелок, в который собирали «печину», соль и зерно – «от дзеля таго, штоб не было лiхой стрэчы» (с ведьмой, колдуном, нечистью).
  • Повитуха, входя в баню с роженицей, отрубает ножом от кирпича из печи-каменки четыре камешка и кидает их во все четыре угла бани со словами: «этот камушек в уголок – черту в лоб!»

Земля

ЗЕМЛЯ. Святость земли, особенно земли родной, была несомненна для наших пращуров. Ее защищали, защищала и она.

  • Уходя в дальний путь, обязательно брали пригоршню родной землицы, и хранили ее в носимом на груди мешочке.
  • В Орловском крае считалось, что «земля, взятая с семи могил родственников или просто добрых людей, хранила всю семью от любых несчастий».
  • Земля со свежей могилы ослабляет страх перед покойником, не подпускает смерть к дому, предохраняет от болезней людей и скот.
  • Чтобы умерший не стал упырем, ему на грудь кладут горсть земли.
  • Землю, вырытую кротом, зашивали в шапку маленькому ребенку, чтобы его не сглазили.

Уголь — оберег для дома

Уголь — мощный оберег и амулет, очищающий энергетику дома, созданный на основе древесного угля. Такой уголь — оберег готовится из хорошо просушенного соснового бруска. Очень важно найти такой брусок или толстую сосновую ветку самостоятельно, иначе он не будет иметь силы. От бруска нужно отпилить небольшой кусочек, который потом будет использоваться при приготовления уголька. Уголек имеет силу ровно год, потом его нужно закопать в земле, где растет трава и приготовить новый уголек на следующий год.

«Уголек лежит, дом сторожит: от плохих людей, от дум черных, от мыслей вздорных. Если злоба чья придет, он ее на себя возьмет. В черном углу место его, это капкан на колдовство, на все напасти, кручины, несчастья!»

КАК С УГЛЕМ ОБРАЩАТЬСЯ

Чтобы сделать уголь — талисман, нужно взять кусок сосновой древесины, положить его в керамическую чашку, поставить на огнеупорный поднос. Нужно хорошо обрызгать древесину спиртом (нельзя использовать водку!) и поджечь. Пока она горит, произнесите такие слова:

Матушка-сосна!

Высока ты, стройна и сильна.

Всех сильней и добрей ты, матушка-сосна!

Помоги, дай мне и моим родным силы для тела и души!

Забери от нас все беды и печали,

А если что плохое в дом придет,

Пусть внутри тебя пропадет.

Когда горение закончится, нужно посыпать уголь солью и оставить где-то на полчаса, а потом завернуть в чистую тряпочку и положить на место. Место нужно выбрать на западе, северо-западе или юго-западе. Уголь нужно положить на пол под или за мебелью.

Обычно считается хорошей приметой найти кусочек угля на дороге. На него надо поплевать, перебросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь назад. В этом случае загаданное желание обязательно исполнится. Если же вы оставите без внимания лежащий на земле уголек, то оставите на дороге и свое счастье.

До недавнего времени в некоторых странах случайно найденные или подаренные кусочки угля носили на себе в качестве талисманов. Солдаты часто брали с собой кусочек угля, чтобы выжить в бою, а грабители – «на дело», чтобы их не поймали. Так, еще в конце ХIХ века сыщики Скотланд-Ярда утверждали, что это суеверие было широко распространено среди взломщиков…

Зола

В народной медицине печная зола издревле применялась в качестве лечебного средства. Средневековый врач Амирдовлат Амаснаци в медицинском трактате «Ненужное для неучей» писал о древесной золе так:

  • «Ее сила подобна силе тех веществ, из которых она образовалась.
  • Лучшей является зола дуба…
  • Она останавливает кровь.
  • А если просеять через тюль и пить ежедневно по утрам по 2 драма с яблочным сиропом, то поможет при болях в желудке…
  • Если сделать примочку с золой виноградной лозы, то поможет при головной боли. Если вымыть ею волосы, то сделает их красными.
  • Зола тростника помогает при сыпи в глазу…
  • Зола виноградной лозы помогает при язвах кишечника. А если в смеси с уксусом положить на селезенку, то тоже поможет…
  • Зола очага останавливает кровь, а если приложить ее с оливковым маслом и черным дегтем к опухоли, то вскроет ее.
  • Зола дуба убивает вшей…
  • Зола смоковницы полезна при болезни седалищного нерва».

Широко применялся в средневековой фармакопее и сваренный из золы щелок, называемый в трактате «водой золы». Амирдовлат пишет об использовании ее в лечебных целях следующее: «Если промыть ею злокачественные язвы, то очистит их от старого мяса и поможет вырасти новому. А если ею сделать клизму, то поможет при старых язвах кишечника и уменьшит влажные выделения.

Если же 8 драм смешать с небольшим количеством оливкового масла и выпить, то выведет свернувшуюся в животе кровь. И поможет при падении с высоты. Если выпить 18 драм, то остановит старый понос и поможет при язвах кишечника. Если же смешать с оливковым маслом и смазать тело, то поможет при потливости, болезни нервов и параличе. А если выпить, то поможет при звериных укусах».

Лечение печной золой также широко практиковалось на Руси, благо она всегда была под рукой в каждой избе. Например, в старинных лечебниках золой или пеплом рекомендовали лечить излом, то есть ушиб: «Аще у человека излом, еловый пепел смеси с желтком яичным прикладывай к излому…» Другой рецепт предлагает ушиб «прививать можжевеловым пеплом с яичным белком смеся вельми добро». Но зола золе рознь, если приходилось лечить болезни глаз, то предпочтительно было ее получать из терна: «Егда бельмо на оце, терние из лесу нажещи, пеплом посыпай, то и лакомство…»

У деревенских знахарок печная зола была излюбленным средством при лечении детских болезней. При этом они не удовлетворялись золой от какого-нибудь одного дерева или одной печи. Если ребенок часто капризничал и плакал, его окатывали водой, настоянной на золе, которая была собрана из трех печей: избяной, горничной и банной. Для лечения более сложной болезни, так называемой стени (детской дряхлости), золу нужно было собирать уже из семи печей.

Разумеется, в одном подворье столько печей не набиралось, поэтому за золой шли к соседям. Видимо, золу собирали из нескольких печей не только ради того или иного магического числа, но и по причине, имеющей определенное практическое значение для усиления лечебного воздействия. Ведь в одних домах печи топили только березовыми дровами, в других их сочетали с осиновыми, ольховыми, сосновыми и еловыми. Те же, кто победнее, чуть ли не всю зиму жгли в печах ивовый бурелом, хворост и все, что придется, порой солому, льняную и конопляную кострику.

Поэтому и зола в каждой печи имела свой неповторимый состав. Смешивая вместе золу от многих печей, знахари получали порошок, содержащий целый букет минеральных солей. Подобным же образом поступали и травники, которые, желая увеличить лечебный эффект растений, составляли лекарственные сборы из нескольких трав.

Собранную золу тщательно перемешивали в горшке или корчаге и оставляли на шестке до поры до времени. Затем ребенка купали, но не в простой воде, а собранной из девяти рек. Но поскольку столько рек не всегда набиралось в ближайших окрестностях, то допускалось брать воду из девяти колодцев. Когда купание заканчивалось, ребенка не обтирали, как обычно, полотенцем, а, посыпав золой, пеленали в чистую холстину и укладывали спать на теплую печь. Как лекарственное средство золу нередко применяли в сочетании с солью.

Например, при болезни горла брали щепоть золы и, смешав ее со щепотью соли, тщательно перетирали. Затем смочив палец в воде, опускали его в порошок, а прилипшие частицы соленой золы наносили на воспаленные гланды. Эту процедуру через определенные промежутки времени повторяли до тех пор, пока не наступало облегчение.