Растения обереги для дома и от сглаза: старинный травник 1 часть

0
92

Травы-обереги от сглаза и порчи

Какие растения и травы защитят дом и семью от сглаза? На этот вопрос вам смогут дать ответы растения-оберег, о которых упоминается в старинных травниках со многих стран. Если хотите защитить свой дом от порчи и сглаза, изучите магические свойства растений, а травы-обереги помогут улучшить жизнь.

Ветви, собранные с оливковых деревьев, лавра или розмарина, благословляют в Вербное воскресенье, а затем кладут на подоконники, чтобы защитить дома людей от сглаза и порчи. Во время празднования костра Ивана Купалы ароматические растения сжигаются, и дым проявляется очищающей и защитной силой.

Традиционное использование растений вешали за дверями домов и конюшен для отпугивания ведьм, а также были раскрыты ритуалы для лечения сглаза, поражающего людей, животных или даже имущество.

АИР. Аир растет по берегам пресных водоемов: озер, прудов и медленно текущих рек. Особенно густые заросли этого растения возникают на мелководье в стоячей воде.

На Руси об аире узнали во времена монголо-татарского нашествия. Кочевники верили, что из водоема, где прижилось это растение, можно пить воду, не опасаясь подхватить какую-либо инфекцию. Именно потому монголы постоянно возили корни аира с собой и засаживали им все встречающиеся на пути пруды и реки.

  • В Полтавском крае на «зеленые святки», в избах разбрасывают аир – от лоскотавок (русалок). Разбрасывают между капустных грядок аир, чтобы защитить посадки от гусениц.
  • В Восточной Европе существовал обычай на Троицу раскладывать листья аира по всему дому. Люди верили, что таким образом они защитят свои жилища от вторжений нечистой силы.
  • Аир приносит в дом изобилие и благополучие, для этого необходимо лишь разложить по углам дома небольшие кусочки корня этого растения.

БАЗИЛИК (Божий цвет). Растение Велеса.

  • Нечистую силу можно увидеть с помощью базилика, который на Масленицу был посажен в землю и пророс через череп убитой змеи.
  • Место, в которое попала молния, окуривают базиликом, чтобы изгнать оттуда нечисть. На свадьбе базилик носят за пазухой или зашивают в подол одежды.
  • Все домочадцы, находившиеся возле покойника, держат в руках базилик – «чтобы их не заманила душа мертвеца».
  • Кладут базилик рядом с роженицей – для облегчения родов; обкладывают им голову младенца – для крепкого сна, или завязывали в один из углов пеленки – от сглаза.

БАРВИНОК. Добавляют в корм скоту или окуривают его барвинком, чтобы уберечь от ведьмы и обеспечить хорошее молоко.

  • Носимый при себе, защищает от порчи и сглаза.
  • Чтобы ружье стреляло без промаха, его моют отваром из барвинка и полыни (Чехия).
  • От ночниц под подушку помещают венки из барвинка, мяты и др.

БЕРЕЗА. Когда начинают подвозить снопы, в основу скирды закладывают березовые ветки, которыми украшали дома и отпугивали мышей.

  • Заговоренные березовые ветви хранили дома, как оберег от чар и злых сил. Ими выгоняли скот при первом выпасе, дотрагивались до больных, плачущих по ночам детей – для исцеления;
  • Били по углам дома, чтобы не заводились мыши.
  • Веник из березовых прутьев использовался как оберег от нечисти в свадебном и родильном обрядах.
  • Ветки «русальной недели», заткнутые под крышу дома, оставленные на чердаке, защищают от молнии и града; оставленные в поле – защищают его от непогоды и грызунов; ветки хранят капусту от гусениц.

Березовые прутья втыкают над дверями хлева накануне дня Купалы, чтобы защитить скот от ведьм;

  • на рога коровам надевали венки из березы, для отгона нечисти;
  • при первом выгоне трижды стегали каждую корову березовым прутом и затыкали его за балку хлева, чтобы не навредили ведьмы.

Чтобы изгнать лихорадку, срубали березу и волочили ее по дороге за село. Для охраны новорожденного от зморы, на пороге дома выставляют березовую метлу (Польша).

  • В люльку клали 9 прутков березы – от нечисти; чтобы мара не душила по ночам, под голову клали березовое полено.
  • Считается, что черта можно прогнать только березовой палкой;
  • Если ударить ведьму березовой метлой, она лишится колдовской силы;
  • При битье ребенка березовой ветвью болезнь тут же отступит.
  • Полосы овса, в которые накануне Купалы заткнули березовые ветки, защищены от всяких несчастий.
  • После Купалы на поле затыкают вымазанную смолой обгорелую березовую кору – от кротов.

БОДЯГА —  Насыпают в обувь жениху.

БОЛОТНАЯ БЫЛИЦА — Кто носит при себе эту траву, того не тронет медведь.

БОРОДАВОЧНИК. Бородавочник, дикий чеснок и валериану собирают накануне Ярилина дня, смешивают с солью и серой и дают скотине.

БОЯРЫШНИК (Чертова яблоня). Чтобы умерший не превратился в упыря, его пятку или живот пробивают шипом боярышника, втыкают шипы ему в могилу, сажают боярышник на могилу, ограждают ее ветками боярышника. Если все же умерший стал являться людям, то его тело откапывают и пробивают сердце колом из боярышника или забивают его в могилу.

Так же поступают с самоубийцами. Этим боярышник кладут в гроб, на могилу, набивают им рот, глаза. Упыря, ведьму-упырицу сжигают на костре из веток боярышника. Ветки и шипы боярышника помещают в дымоход, на воротах и над окнами домов на ночь – от упыря.

Женщины, когда отправляются на кладбище, затыкают ветки боярышника в свои головные уборы (Босния).

Если в доме кто-либо умер, дом «затворяют», для чего хозяйка вбивает перед порогом колышек из боярышника. Боснийцы, прежде чем войти в дом, где лежит покойник, прячут в своих шапках по несколько плодов боярышника, а выходя оттуда, выбрасывают их на дорогу; если покойник станет упырем, то он не сможет отыскать их жилища.

  • Во время чумы ветки кладут на окна и ставят перед домом.
  • Ветки кладут под подушку – от сглаза, порчи, бесов болезни, моры, носили их при себе – от полудницы.
  • В Навскую ночь (1 мая) хозяйки втыкали ветки боярышника в навоз и в порог хлева, чтобы ведьмы не навредили скоту.
  • Коров уберегали от болезней, давая им хлеб с запеченными плодами боярышника.
  • На Купалов день при входе в хлев жгут костры из веток боярышника.
  • На Масленицу ветки втыкают в окна и двери – от сглаза.
  • В канун Коляды в дом приносят боярышник, полагая, что он выгонит из дома всю нежить.
  • Боярышник под подушкой спасает от бессонницы, ночницы.
  • Болгары носят кусочек черного боярышника на груди – от сглаза и порчи.
  • На Купалу собирают ветки боярышника, чтобы с их помощью уберечься от укуса змеи в лесу.

БУЗИНА. Ветки бузины подкладывают в амбары – от мышей, втыкают в поля – от ливней и града.

  • Ветками оберегают роженицу и новорожденного.
  • Место, где лежал покойник, моют отваром бузины.
  • Бузинными ветками бьют по купальскому костру, отгоняя тем самым от себя и от своих домов всевозможных гадов и вредных насекомых.
  • Ветками бузины защищают дом от сглаза.

БУРАНЧИК.  Эти цветы — одно из самых сильных амулетов, приносящих отвагу, силу духа и защиту любому, кто их носит. Соберите и высушите несколько цветов, поместите их в небольшой мешочек или мешочек с лекарствами и понесите его, когда вам понадобится внутренняя сила и храбрость. Кроме того, считается, что он улучшает психические способности, когда его употребляют в виде чая.

БЫЛЬНИК (полынь). В старинных травниках читаем: «а коли хощешь просить чего у друга или у кого-нибудь,  ты ее держи в правой руке – даст, и не отмолвится ничем».

ВАЛЕРИАНА. Чтобы сглаз не смог войти в дом, над очагом следовало повесить валериану. Накануне Купалы дня собирают валериану и другие травы, и дают их скотине, для защиты от сглаза.

ВЕРБА. На Руси в языческие времена было принято освящать ветки вербы и березы во время встречи весны. Никакого отношения к преданиям касательно встречи Христа пальмовыми ветвями и «вербному воскресенью», данный обычай не имеет. Ветви деревьев, первыми ощутивших наступление весны, освящали в храмах наших Святых Богов, приветствуя начало Нового Года, наступавшего у наших пращуров на весеннее равноденствие (Масленицу).

Их уносили по домам, где хранили для разных обрядов. В ходе праздника ветвями похлестывали всех собравшихся, а дома хлестали даже скотину и домашнюю утварь, чтобы передать всем им живых сил природы. На первый выгон скота, коров бьют освященной вербой, чтобы скотина грома и дождя не боялась и чтобы к ним не пристало никакое зло.

Когда хлещут, то приговаривают:

«Пришла верба из-за моря, принесла верба здоровья. Верба хлест, бей до слез! Еще на здоровье, до красненького яичка! Верба бьет, не я бью. За тыждень Великдень. Будь богатый, як земля, и здоровы, як вода!»

Почки освященной вербы ели по три штуки от лихорадки, и по девять штук от зубной боли. Для избавления от лихорадки окуривали больного зажженной веточкой вербы. Точно также окуривают и скотину при порче и болезнях. Спрятанные за пазухой или зашитые в одежде веточки защищают от болезней.

Чтобы ведьмы не испортили сети, к ним привязывали веточки освященной вербы. Освященные ветви помещают в хлев при отсутствии у коров молока, «от колдовства», от порчи.

Во время непогоды, в огонь бросали кусочек освященной вербы – для защиты от молнии; после празднования Ивана Купалы ходили в поля, на виноградники и там втыкали ветки вербы по четырем углам, чтобы уберечь посадки от града.

Ветка, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь – усмиряет его, останавливает дождь, выброшенная во двор – останавливает град.

  • При граде на подоконник ставят пучок освященных веток (Белоруссия);
  • при грозе ломают и жгут в печи ветви, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе» (Карпаты);
  • при буре и граде кропят тучу свяченой водой с освященной вербой и жгут ветви вербы, кладут их на подоконник (Польша);
  • жгут мелкие ветки, а большой веткой машут на грозовую тучу, «чтобы она рассеялась» (Хорватия).
  • Для защиты дома от грозы, нечисти, ветки вербы втыкают в стены, двери, потолок, крышу, под окнами, под стреху, хранят в красном углу, выбрасывают на улицу, вешают на дерево; при сильном ветре затыкают их на крыше или жгут в печи (Белоруссия).

Верили также, что верба уберегает от водяного. Старинные травники: «Вербину хто носит на себе, х тому ж добро»; вербу выкопать до солнца имея в руках золото, обвить платком шелковым, и носить при себе – «Аще ли будет (тот человек) на войне или на суде, то переможет всех неприятелей».

Это магическое растение восходит к Древнему Риму, когда его использовали для мытья алтарей Юпитеру, а на головы посвященных друидов возлагали короны из вербы. Его веками использовали в приворотах и ​​снадобьях, а также вешали дома для защиты от штормов и молний.

Верба приносит мир в дом, когда ее разбрызгивают по всему дому, а когда на обеденный стол кладут свежие веточки вербы, разговор будет оставаться спокойным и неконфликтным. Считается, что чары из вербы привлекают деньги, а когда их используют в подушке для сна, они приносят сон без сновидений. Говорят, что сок растения пробуждает психические способности, а веточка, помещенная в колыбель, подарит ребенку мудрость и счастье на всю жизнь.

Старый миф гласит, что верба может определить, выживет ли больной или умрет, приложив растение к пациенту и спросив его, как он себя чувствует. Положительный ответ приведет к положительному результату, а отрицательный ответ может привести к плохому.

ВИШНЯ. В канун Купалы, в качестве оберега, в крыши домов втыкали ветки вишни (Польша).

ВИХОРЕВО ГНЕЗДО (паразитирующее растение омела). Старинные травники сказывают: «тот кустец взяти, как потянет ветр, вихорь в зиме или в лите, да середнее деревце держати у собя на суд ходити или к великим людям (начальству), или на поле битись, или боротися.

Как боротися, держати втай в сапоге в одном на правой ноге, а хто держит то деревце у собя, тот не убоится никаково».

ВОРОНЕЦ КОЛОСИСТЫЙ (Сорокопритка). Оберегает от порчи. Носят на теле, когда отправляются торговать или в дальнюю поездку. Охраняет дом от пожаров и иных несчастий.

ВЯЗ. От сглаза дом защищают ветками вяза; он же оберегает от водяного.

ГОРОХ. Человек, положивший в рот закатанные в воск собранные в полночь цветки трех горошин, проросших через брюхо убитой змеи, может узнать мысли других людей.

  • Корове давали отвар гороха, чтобы предохранить ее от порчи; горошина, поднятая с земли и носимая при себе, защищает от зла;
  • горох с трех полей, освященный 15 августа, оберегает от ведьм;
  • горох, съеденный на Коляду под открытым небом, охраняет от лешего.

ДОННИК. Оберегает от порчи, а будучи зашит в одежду – оберегает от вихря.

ДРЕВЕСИНА РАЗНАЯ, ГОЛОВНИ, БАДНЯК. В словесном обереге от сглаза говорится: «Соль тебе у очи, галауня у зубы».

  • Головни от купальского костра забрасывают в поле, для защиты урожая от нечистой силы и от ведьм,
  • втыкают на капустных грядках – от червей;
  • головешки от Масленичных костров сохраняли для лечения скота,
  • относили на огороды для защиты от гусениц, затыкали в посевы, в огородные грядки,
  • в крыши домов, клали на чердаки для защиты от молнии, града, пожаров,
  • относили в  хлев для защиты скота от злых сил,
  • подкладывали в амбары как средство от грызунов,
  • оставляли в ульях для здоровья пчел.

Сжигали в общем костре древесные наросты, а затем бежали к своему дому с головней, обегали вокруг него три раза, разводили с ее помощью новый огонь в своей печи и сохраняли головню для защиты дома от грома, пожара; такими головнями окуривали коров, «чтобы колдуньи не могли «отобрать» молоко». Головни носили по полям, отгоняя нечисть перед севом хлебов, клали в воротах, через которые проходило стадо.

Выбрасывают горящую головню из своего очага во двор, чтобы остановит проливной дождь; головни подбрасывают несколько раз вверх, чтобы остановить град. Когда начинал идти сильный град с дождем, выбрасывали за дверь горящую головешку с домашнего очага, чтобы град прекратился.

Во избежание пожара, в доме хранят головню с пожара, зажженного молнией. Головни от колядного полена (бадняка), клали на окно овчарни, чтобы уберечь стадо от чаровниц и вештиц; носили в амбар, для защиты зерна от порчи. На вспаханное еще зимой поле, выносили кусочек бадняка, чтобы защитить будущий урожай от града. Огарок бадняка затыкают хлебном амбаре, в хлеву, закапывают в поле – от града.

В кротовые норы втыкают горящие головешки, щепки от бадняка, втыкают в землю горящие головешки и угли из домашнего очага, рано утром закапывают в садах и огородах бадняковые щепки – от кротов. Первую щепку от рубки бадняка помещают в куриное гнездо – для увеличения яйценоскости кур. Чтобы уберечься от сглаза, носили при себе щепку с дыркой от выпавшего сучка: «От призора я сук ношу с дырочкой. /…/ Надо с огороду с жерди (отломить)».

Щепками от «громобоя» окуривают хату, а в грозу кладут лучинки от него в печь или на горящие угли, чтобы отвратить беду; щепки дуба, разбитого ударом молнии, берегут и употребляют как «охоронное дерево»; грызли щепки, чтобы зубы были крепкими, «як грiм»; щепки дуба-громобоя использовали как защиту от пуль; «возьми то дерево, що гром побил, зроби крестик; носи, когда идеш на фронт»; щепки закапывают в землю, чтобы не было бурьяна, кладут в хате – от клопов. В кротовую нору женщины засовывают щепку или ветку громобоя – от кротов. Беременная женщина должна иметь при себе щепки от громобоя, как оберег от порчи, сглаза, нечисти.

«От мыши помещали в овине палку, с помощью которой до этого удалось разнять ужа и гадюку». Чтобы отогнать вихрь, в него бросают палку. Сучок или ветка с дерева, на котором куковала кукушка, используют как оберег от несчастий; охотники носят такой оберег в кармане для успеха на охоте. Берегли «траецкий май», так как он мог пригодиться в качестве оберега «ад грому». Когда после русальной недели срубают майское деревце, от него все отламывают по веточке, которые, как верили, приносят счастье.

Щепки и стружки от гроба клали за пазуху, чтобы не бояться умершего; между капустой кладут кусок дерева от гроба – от гусениц. На ночь в дверях клали головню, чтобы уберечь беременную женщину от сглаза.

ДУБ. Чтобы куры были плодовитыми, в гнездо, куда они откладываю яйца, помещают дубовую ветку, которой «полазник» мешал огонь.

При зубной боли отыскивают старый дуб, подле которого текут ручьи, отламывают от него кусок коры и, вымочив ее в роднике, носят на теле.

Дуб, внесенный в дом на русалии, «помогае от грозы, як бура идэ», для чего его жгут.

ДЯГИЛЬ. Старинные травники: «Дягил есть зелие добро велми против чародейников, и кто его на собе носит, не боится лихих женок порчи».

ЕЖЕВИКА. Для защиты от сглаза, в день Ивана Купалы используют ветки ежевики (Румыния).

ЕЛЬ. Для защиты от вихря, под крышу кладут «ведьмину метлу» («матка», «курина лапа») – еловую ветвь, на которой особенно густая хвоя. «Як гоняем первый раз корову, то ломаем лозу, берозу, еловую веточку и несем у сарай. И сажают над воротами, шоб корова целый год заходила в хлев, не оставалась в лесу» (Белоруссия). Еловые ветки, сорванные на Щедрец (31. XII), затыкают под крышу – от пожара (Белоруссия). В Белоруссии, при закладке хаты, под все углы клали хвойные ветви, чтобы защитить ее от «пирунов» (молний).

ЖИВОКОСТЬ. Всякий, кто будет смотреть на огонь купальского костра, держа в руках побег живокости, не будет страдать никакой болезнью глаз в течение года.

ЖЕЛЕЗНЯК.  Отгоняет нечисть. Защищает от ударов и выстрелов.

ЗАЯЧИЙ ХОЛОДОК (Дикая спаржа). Корень, повешенный на шею, придает смелость и отгоняет болезни.

ЗАЯЧЬЕ СЕРДЦЕ. В Черногории считают, что трава – хороший оберег от сглаза.

ЗВЕРОБОЙ. Оберегает от сглаза, будучи заткнут в окне, дверях, за пеленку младенца, положен у изголовья. От порчи на бесплодие окуривают зверобоем. На Купале зверобой вплетают в венок или сплетают из него целый венок и ходят в нем для защиты от колдунов; после хранят венок, как средство от порчи.

Носимый при себе зверобой, его стебель, спрятанный в обуви, хранит от чертей и колдунов, а в руке или на поясе – освобождает от усталости при ходьбе. Ветка зверобоя, повешенная над дверью или спрятанная под порог, не дает колдунам и нежити проникнуть в дом. Зверобой, разбросанный по полю во время сева, предохраняет поле от града.

ЗМЕИНЫЙ КОРЕНЬ. Носимый в нательном обереге, защищает от чар и болезней.

ИВАН-ДА-МАРЬЯ. От сглаза, порчи, бесов. Накануне Купалы траву втыкают в углы дома, для защиты от воров.

ИВАНОВ КРЕСТ. Старинный травник: «А кто пойдет в пир, возьми с собою от еретиков, помилует бог».

КИЗИЛ. Для защиты виноградников от града, насекомых и птиц, втыкают в землю обереги-коляшки из кизила (Югославия).

КЛЕВЕР. Защитой от витреницы (литавица, дикая баба) служит троезелье (троян). Растение троян может убить богинку. В башмак кладут четырехлистный клевер – чтобы не заблудиться.

КЛЕКАЧКА. Ветка кустарникового растения клекачки, взятая путником в дорогу, охраняет от злого духа.

КЛЕН. От ведьмы в дверях хлева и дома затыкают ветки клена; отгоняет нечисть. На русальной неделе в избу вносили клен – от грома.

КОРОВИЙ ЯЗЫК. Старинный травник: «Трава коровей язык, пригодна ко всякой житейской мудрости, и держат тот (корень) в великой чистоте, и, как поидешь в город или (к) соседу, и тот корень возьми с собою, и носи его на шее (шейный оберег) в платье, или придешь на свадьбу с тем же корнем, и не изымет тебе никакой колдун, не вредит никакою порчею испортит или зла подумать или помыслить, понеже та трава божию помощью ограждена».

КРАПИВА. Сербы по весне вешают над дверьми пучок крапивы на красной нитке – для отвращения несчастий. На Купалу вешают по хлевам крапиву, чтобы русалки и ведьмы не отнимали молоко у коров, или кладут ее на окна изб, вешают над дверьми – от ведьм: выходя из хлева, хозяйка вешала в воротах две большие крапивины, чтобы «чараунiца апяклася, як за малаком палезе»; затыкали крапиву в дверь хлева и дома, «коб видьма попекла пальцы»; «Вiшалы прокыву (крапиву) на двэры, на гокна, на порiг, на клямку в хлывi» – от ведьмы (Белоруссия). По поверью, гром не бьет в крапиву, что и дает основание использовать ее как оберег. Для успеха на охоте, с собой носят крапиву и чертополох. Чтобы избавиться от страха – держат в руке крапиву с тысячелистником. От усталости – под пятку кладут крапиву.

КРЫЖОВНИК. Ветками крыжовника защищают дом от сглаза.

КРУШИНА. Оберег от нечисти. Колышки из крушины вбивают в двери и пороги домов (Мекленбург). Ветки крушины втыкали в землю в садах, на полях и в хлевах.

КУРИНАЯ СЛЕПОТА. Цветами натирают скот и людей, которых хотят предохранить от зла.

ЛАВР. Когда идет град, во двор выбрасывают зажженную ветку лавра. Для защиты виноградника от града, по углам его в землю втыкают ветки лавра (Сербия, Югославия).

ЛАНДЫШ. Ландыш, сорванный 1 мая, приносит счастье хранящему его.

ЛАСТОВЕНЬ (Чертова трава, Змеиный корень). Оберегает от водяного.

ЛЕЩИНА, ОРЕХ. «При приближении грозы пастухи прикрепляли к своей одежде кусочки дерева, спасаясь от дьявола, который в этом случае не мог забраться им под шляпу»;

  • во время гадания на перекрестке, вокруг себя веткой лещины очерчивают магический круг;
  • духов бессонницы изгоняют, обходя кровать с горящей ореховой веткой (Болгария);
  • защищаясь от русалок на Троицу, приносили в дом ореховые ветки и привязывали их себе на спину.
  • Во время грома опоясываются ореховым хлыстиком, затыкают ветку лещины за пояс.
  • Защищая виноградники и поля от града, по углам их втыкали ветки лещины, ибо лесной орех – «благословенное дерево, его не поражает гром» (Югославия).
  • На Ярилин день, в качестве оберега от грома и града, украшают двери и окна домов ветками лещины, затыкают их под крышу дома и хлева, втыкают в землю на полях, огородах.
  • Прутом лещины можно убить черта; существует поверье, согласно которому одного прикосновения лещины достаточно, чтобы убить змею.
  • Орех-«двоешка» помогает от вывиха, приносит счастье и богатство. Его носят в кошелях, чтоб водились деньги, и на шее – от бед и болезней.

ЛИПА. Как оберег от лешего и злокозненного домового носят «лутовку» – очищенный от коры кусок липового дерева. Отгоняют от себя черта, когда он прилетает, «голой лутошкой».

ЛИХОДЕЙНАЯ ТРАВА. Повешенная в доме, предохраняет от порчи и сглаза.

ЛОПУХ. Лопух оберегает от ведьм (Галиция). Его втыкают в крыши домов на Купалу – от ведьм, нечисти.

ЛУК. Оберег от упырей, витрениц. Лук вкладывают в свадебный венок; собираясь к венцу, невеста привязывает к телу или рубашке несколько луковок или кладет луковичку «за лифчик, особенно если у жениха была другая подруга»; мать невесты, перед поездкой к венцу, завязывала в тряпку головку лука или чеснока, и клала невесте в карман – от колдовских чар. Каждый из присутствующих на свадьбе, клал себе в карман луковицу – если бы кто-то «попал» на порчу, то луковица бы почернела, а «человеку ничего не делалось». Для защиты от нечисти, лук носят на шейном обереге. Красный лук, положенный в колыбель, отгоняет от ребенка нечистую силу.

ЛЮБИСТОК. От русалок-лоскотавок защищает трава «зоря», носимая за поясом или у застежки сорочки; на зеленых святках в избах разбрасывают «любысток» – от русалок. Его же вплетают в свадебный венок невесты. Любисток отгоняет лихорадку, спасает от молнии и градобития.

ЛЮТИК. Отгоняет нечистую силу, оберегает от лешего. Книга «Зелейник»: «Добра от всякого зла духа, от порчи и от всяких пакостей».

Прострел кладут под основное бревно здания, чтобы защитить его от молнии, пожара. Если домашний скот заболевал «прострелом» (род падучей болезни), то советывали к рогам животных привязывать эту траву.

МАК. Для лечения бессонницы под подушку кладут маковые коробочки, осыпают кровать семенами мака, кладут в колыбель венки из мака.

  • От нечистого духа (летучего змея), являющегося женщине под видом умершего мужа, вокруг дом рассыпали мак.
  • От хождения умерших, дома обсыпали маком в дни поминовения предков.
  • Маком-«выдняком» обсыпают дома от ведьм и подозревающихся в ведьмачестве. «На Благовешченье хату и сарай обсыпали (маком), бо була страшна хата… до сонца обсыпать хату» – от нечистого, насланного колдуном.
  • «Маком (обсыпали) хлева и хату, шоб домовик не заходиу» (Белоруссия).
  • Чтобы ребенка не околдовали и не сглазили, сыпали ему в обувку мак.
  • Маковая головка оберегает новобрачных от колдовства. Его насыпают в обувь невесте и в карманы жениху, привешивают головку мака как украшение.

Растения обереги для дома и от сглаза: старинный травник 2 часть