Еврейские средства от сглаза, согласно Каббале

0
56

С точки зрения великих мудрецов, законоучителей и каббалистов такое явление, как сглаз и в самом деле существует.

«Даже птицы знают силу дурного глаза», — говорится в Талмуде.

Мудрецы Талмуда верили в силу дурного сглаза мы находим в рассказе трактата «Бава мециа» о том, как причастный к высшим тайнам мироздания Рав отправился ночью на кладбище, чтобы узнать, по каким причинам умерли покоящиеся там люди. В итоге Рав констатирует, что из 100 покойников 99 умерли от «дурного глаза» и только 1 скончался естественной смертью. Это, разумеется, не значит, что если бы этих людей не сглазили, они жили бы вечно, но не будь на них «дурного глаза», их жизнь, вероятнее всего, была бы более долгой.

В своде еврейских законов «Шульхан арух», в разделе, посвященном имущественному ущербу, есть и такой закон: «Запрещено стоять возле поля товарища и рассматривать его, когда на нем находится несжатый урожай, чтобы не повредить этому урожаю, сглазив его. И тем более запрещено смотреть на своего товарища, если есть опасение сглазить его.

И даже в таких делах, где можно не опасаться сглаза, если товарищ занимается им у себя в доме и в своем владении, запрещено смотреть на это без его ведома, поскольку, возможно, он не хочет, чтобы другие знали о его делах и занятиях. И культура поведения требует, чтобы каждый видящий, что его товарищ чем-то занимается, благословил его, сказав «Да сопутствует тебе удача в твоих делах!»…»

Наконец, нельзя не вспомнить, что среди тех молитв, которые каждый еврей должен произносить утром еще до прихода в синагогу есть и молитва, составленная во 2 веке н.э. рабби Иегудой ха-Наси, в которой также упоминается сглаз: «Да будет угодно Тебе, Господь, Бог мой и Бог отцов моих, оберегать меня сегодня и впредь от дерзких людей и от дерзости во мне самом, от дурного человека и от злого устремления, и от плохого товарища, и от злого соседа, и от катастрофы, и от дурного глаза…»

Вопрос о том, каков метафизический механизм «сглаза» подробно обсуждается в целом ряде кабалистических сочинений. Несомненно одно: через зрение, то есть посредством глаз мы ПОЛУЧАЕМ основную информацию об окружающем мире; без него вообще невозможен процесс познания.

Одновременно уже в раннем средневековье еврейские мистики подчеркивали, что глаза напрямую связаны с процессом мышления: любая наша мысль воздействует на реальность и воздействие это осуществляется именно через глаза. «С момента сотворения мира была сотворена и сила, исходящая из глаз», — так сформулировал эту мысль один из крупнейших раввинов ХХ века Хазон Иш.

Это утверждение каббалистов получило научное подтверждение, когда было установлено, что любая человеческая мысль вызывает непроизвольные движения зрачка и по самому характеру этого движения можно понять, о чем человек думает.

Именно на основе этого принципа работают современные приборы, позволяющие расшифровывать мысли и выполнять команды людей, полностью парализованных в результате атрофии мышц или находящихся в состоянии комы (или, как принято его в последнее время называть, в «состоянии низкого уровня сознания»).

Сглаз с этой точки зрения – не что иное, как воздействие порожденной энергией зависти, осознанным или даже неосознанным желанием ПОЛУЧИТЬ то, что есть у другого, ОТНЯВ у него то, что стало причиной зависти – удачу, завидное здоровье, богатство, хорошую репутацию, талант и т.д. Повторю, желание это может быть и неосознанным – и здесь мы снова сталкиваемся с тесной связью иудаизма и фрейдизма, который некоторые называют «светским вариантом Каббалы».

Последнее означает, что далеко не всегда тот, кто сглазил человека, этого на самом деле сознательно хотел. «Дурным глазом» может вполне обладать очень милый, отзывчивый, симпатизирующий и желающий вам (на уровне сознания) исключительно добра человек.

Просто эгоистическое «желание получать», являющееся согласно Каббале, одним из фундаментальных черт человеческой природы, в нем гораздо сильнее альтруистического «желания отдавать», и это определяет как его энергетику в целом, так и энергетику, исходящую из его глаза. Так что замечательные слова Л.Н. Толстого о том, что «глаза – это зеркало души» на самом деле несут в себе куда более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд, чего, возможно, не понял и сам великий писатель.

Кстати, именно этим каббалисты объясняют то, что женщины обладают «дурным глазом» куда чаще, чем мужчины: ведь даже физиологически взаимоотношения между полами строятся так, что женщина выступает в роли получающей, а не отдающей стороны, и потому «желание получать» в ней так или иначе преобладает.

Существует мнение, что энергия дурного глаза порождает ангела-обвинителя (ангелы, с точки зрения иудаизма, это вообще сугубо энергетические создания), который предстает перед Престолом Творца и задает вопрос о том, заслуживает ли этот человек того, что Творец ему дал – того же богатства, счастья в личной жизни, успехов в работе и т.д.?

И если человек и в самом деле ведет праведный образ жизни, если за ним не числится никаких грехов, то понятно, что подобные обвинения будут попросту отклонены. Но давайте честно признаем, что таких людей немного – почти каждому из нас есть, что поставить на вид, и подчас со стороны смешно наблюдать, когда тот или иной человек наивно спрашивает: «Господи, за что мне это?!».

Второй вопрос состоит в том, что если есть «дурной глаз», то, значит, должен быть и «добрый»? И на него еврейская мистика отвечает положительно: да, есть люди, и в самом деле обладающие «добрым глазом», способным исцелять, менять судьбу человека к лучшему и т.д. Согласно еврейской традиции, наиболее мощной силой «доброго глаза» обладал Моше-рабейну – пророк Моисей, в личности которого «желание отдавать» было настолько сильным, что в нем почти не осталось места для «желания получать».

«Добрым глазом», пусть и не в такой мощной степени, как Моше-рабейну обладали и великие еврейские пророки, и царь Давид (у него он сочетался с не меньшей силой «злого глаза»), и многие еврейские мудрецы, и великий каббаллист рабби Ицхак Лурия Ашкенази, и многие другие герои еврейской истории.

Способы защиты от сглаза, согласно Каббале

Существуют, разумеется, различные каббалистические камеи – амулеты, предохраняющие дом и конкретного человека от воздействия дурного глаза, однако многие раввины советуют не слишком ими увлекаться, и уж тем более не ходить для снятия сглаза к разного рода «колдунам». Подобные походы нередко представляют собой прямо нарушение запрета Торы на идолопоклонство и обращение к языческим жрецам, магам, «вызывателям мертвых» и прочих «товарищей», являющихся в лучшем случае шарлатанами.

Лучшая защита от дурного глаза, согласно Каббале, — это его не провоцировать, то есть стараться не вызывать к себе зависть окружающих. Это значит, что не стоит слишком кичиться своим благосостоянием, удачливостью, хвастаться детьми и т.д.

К примеру, если ваш кошелек туго набит деньгами, не стоит раскрывать его на людях, чтобы достать купюру.

Скромность в поведении, скромность в одежде – вот самые надежные защитники от сглаза. Последнее, по словам известного израильского раввина Исраэля Замира, особенно касается женщин: чем более вызывающе они одеты, тем больше привлекают к себе посторонних взглядов, многие из которых отнюдь не несут в себе позитивный заряд.

Еще один чисто бытовой совет по защите от дурного глаза: если вы чувствуете, что вам кто-то завидует, постарайтесь тем или иным поступком снять это чувство, сделать для этого человека доброе дело. Например, если сосед «положил глаз» на вашу новую машину, предложите ему съездить вместе за покупками, подвезти его до работы и т.д.

Вот несколько советов по защите от сглаза, почерпнутых из нескольких книг по еврейской мистике:

• Если мужчина постоянно носит нательный талит с кистями цицит, а женщина – головной убор, то дурной глаз над ними не властен.
• Тот, кто внезапно разбогател, для защиты от сглаза пусть купит для синагоги свиток Торы, или себе новый тфилин или потратит часть денег на благотворительные цели.
• Не захваливайте своих детей и не выделяйте их среди окружающих, чтобы не повторилась история Иосифа, которого отец выделил из братьев, купив ему полосатую рубаху.
• Одежда голубого цвета (цвета «тхелет» – особого оттенка синего) защищает от сглаза.
• Присутствие на благословении коэнов в синагоге – надежная защита от дурного глаза.
• Принято считать, что ношение серебряного амулета с пятой буквой ивритского алфавита «ה» надежно защищает от дурного глаза.
• Если еврей чувствует, что только что подвергся влиянию дурного глаза, пусть поднимет правую руку и скажет: «Из семени Йосефа я, да не будет властен надо мной дурной глаз».

И, наконец, самое главное: постарайтесь сами не быть носителем дурного глаза. Никому не завидуйте, ибо нет ничего бессмысленнее этого занятия, а если у вас в душе шевельнулось это черное чувство, постарайтесь тут же пожелать вызвавшему его человеку что-то хорошее и добавить «бли айн ха-ра» – «чтобы не сглазить».

Помните, что дурной глаз наносит его носителю не просто не меньший, а куда больший вред, чем тот, на кого он направлен. Выражение о том, что «зависть убивает» – это, с точки зрения иудаизма, куда больше, чем просто слова.

Карма и сглаз согласно Каббале

Представим себе ситуацию, подобную описанной в Торе — одна женщина беременна, другая смотрит на нее недобрым глазом, и та получает «непроизвольное прерывание беременности».

Сара и Агарь, вернее, Агарь и Сара. Спроецируем эту ситуацию на бесчисленное множество других, столь же вероятных. И зададим легитимный вопрос — «Так значит, сглаз — это правда?» Чтобы на него ответить, нам следует раскрыть понятие «воздаяния по делам», или, как привычнее говорить современному интеллектуалу, карма.

Само по себе это слово в переводе с санскрита означает «деятельность». Не хорошая, не плохая. Просто — деятельность. Наработка, эффект, произведенный в мире твоими действиями, словами, мыслями, то, что ушло вглубь веков и ты об этом забыл, а Время — не забыло. В нем все упластовалось и ждет отрезка, внутри которого к тебе обратно «вылезет» то, что ты наработал.

Это похоже на конвейер. Ты что-то положил на конвейер. Допустим, алмаз. Потом уже и сам забыл. Конвейер все время что-то выносит — и вдруг ты замечаешь, что по нему ползет алмаз. Ты берешь его по праву. Сам положил, сам и получил. В твоем сознании эта связь совершенно отсутствует, она не фиксируется. Поступок и воздаяние не несут взаимообусловленности — иначе наш мир был бы миром Явного Присутствия Всевышнего. Является он таковым? Нет.

А если ты положил дохлую кошку? Пройдет время, сменится тело (реинкарнация, «гилгуль»), сменятся все условия твоего проживания в подлунном мире, и вдруг бац — на конвейере дохлая кошка. Кто положил? Ты сам. При каких обстоятельствах. Не помнишь. Распишитесь, получите. Я — мне — мое. Я — мне — мое. Мантра такая есть.

В каббале все это раскрыто для «пользователя» лишь со времен АРИ, с 16 века. Материал доступен, записал его рабби Хаим Витал, скопировал его сын р. Шмуэль, работал над ним р. Яаков Цемах (извлекший рукописи «Восьми врат» из захоронения р. Хаима Витала в Дамаске после длительного голодания и молитв), Рашаш, Бен Иш Хай, ашкеназские каббалисты… Гриф «Совершенно секретно» с этой папки снят. Святой АРИ заплатил за это дорого, но и заслуга полностью с его, так сказать, лицензией и авторскими правами на века.

Итак, мы хотим понять, как действует сглаз. Он реален. Его действие необходимо проанализировать по двум направлениям. Как сглаз влияет на «объект» — то есть на того, на кого был нацелен, и как сказывается на субъекте, на самом инициаторе действия.

Ответ. Влияние сглаза на объект выражается в ускорении отработки прошлой кармы. То есть, реципиент будет чувствовать, что его с Неба наказывают за что-то. У него пойдет череда неудач. Мы объясним чуть далее, почему и как это происходит. Это будет похоже на «ускорение родов». Очень мучительно, но быстро пройдет отработка старой кармы. Будет выглядеть, как езда по ухабистой дороге.

Новой плохой кармы ему при этом прибавится? Нет. Он ведь никого не сглазил, не сердился, не проклинал, не завидовал. Отсутствие штрафа. Просто прошлые прегрешения очень быстро начнут выскакивать на конвейере — только держись. Неприятный, но здоровый процесс.

А как обстоят дела у того, кто сглазил?

Субъект, возможно, в своей обыденной реальности не испытает никаких страданий в обозримом будущем. Он НАРАБОТАЛ себе плохую карму. Она положена на конвейер. Она придет к нему рано или поздно. «Я — мне — мое».

Пока что у него все нормально, допустим. Но фиксация произошла. Воздаяние настигнет его. Только работа над очищением сознания, молитва и добрые дела смогут смягчить последующее страшное падение. И чем раньше человек спохватится, тем лучше. А если он уже в другом теле и совершенно не помнит, за что?.. ПРИМЕТ СТРАДАНИЕ. Раз принял страдание — значит, сделал возможным искупление.

Вернемся к примеру с Агарью и Сарой. Сара сглазила. Ей стало легче от того, что Агарь выкинула ребенка (кстати, праведного ребенка, который не был бы диким и грешным, как рожденный со второй попытки Ишмаэль — об этом говорят мудрецы)?

Нет. Саре стало еще тяжелее. Агарь испытала встряску? Конечно. Но на том этапе повествования Торы она не наработала себе новую плохую карму. Она только с большей интенсивностью рассчиталась за прошлую.

Заключение. Бояться дурного глаза нет никаких причин. Никто на свете не прибавит тебе новой плохой кармы, кроме одного-единственного человека, которым являешься ты сам.

А отработать старую карму с большей интенсивностью — это очень неприятно, но это здоровый и нормальный процесс. Лезть на рожон не следует. Не надо выводить красивых детей гуськом на глазах у бездетной женщины, не надо рассказывать о купленной фазенде или машине, если человеку это будет некомфортно узнать и он позавидует. Но реально ты сам и только ты сам, твои поступки, а не чей-то взгляд на тебя, определяют состояние твоих грехов и заслуг перед Всевышним.