Африканская магия

0
110

В Африке магия раскрывает сложные грани этого огромного континента. Африка, безусловно, является колыбелью колдовства, где Магия оставалась очень настоящей и интегрированной в повседневную жизнь.

Воздух африканского континента буквально пропитан магией. С ее помощью исполняются желания и рушатся жизни соперников, обеспечивается хорошая погода и излечиваются всевозможные болезни. Для африканца жрец – это человек, который способен решить любую проблему. Но что мы знаем о магии «черного континента»? В чем ее притягательность для среднестатистического европейца?

Основные черты Африканской магии

Колдовство прочно вошло в жизнь африканцев: начиная с момента рождения и до самой смерти их сопровождают различные ритуалы. Направленность обрядов в основном обусловлена такими особенностями воззрений:

Культ предков

Считается, что умершие не покидают этот мир, а продолжают существование в виде духов и душ. Они могут как оставаться невидимыми, так и переселяться в растения, животных, скалы, источники и т. д. Духи соседствуют со своими живыми родственниками, охраняя родные места. Чтобы не лишиться заступничества предков, африканцы неукоснительно почитают их. Особое внимание уделяется умершему вождю: к примеру, народ бамилеке считает его череп вместилищем души и хранит, как величайшее сокровище.

Магия Северной Африки

Африканская магияМенее тысячи лет назад Сахара была плодородной землей. На этих зеленых и заполненных игрой лугах, где существовала Магия, Вселенная была «космическим деревом».

Оно было посажено вокруг деревьев, представляющих уровни Вселенной:

  • Лоза для верхнего мира.
  • Гренадер для земли.
  • Фиговое дерево для нижнего мира.

Йорубас в Нигерии практиковал «Ифа-оракул», церемонию гадания с кокосами, где Девин всегда был человеком.

Маски, символы, отделяющие человека от животных, играли центральную роль в Магии и представляли историю человечества. Догоны Мали снимали маски  только в пещерах, где их никто не видел. Они носили их для похоронных обрядов, и носители этих масок должны были оставаться неизвестными для публики.

В Того «ритуалы изгнания» состояли в том, чтобы очистить всю деревню, найти демонов, обернуть их листьями и лианами, свисающими с полюсов за пределами деревни до следующего дня.

Магия Центральной Африки

Африканская магияЭтот регион крупных экваториальных дождевых лесов является великим мифическим центром Африки, с его тайными обществами, ведьмами, целителями и духами.

В королевствах Пастбища члены бывшего тайного общества  Камеруна носили черные маски с выпученными глазами над их головами.

Считалось, что колдун в Конго был окружен священной аурой, которая позволила ему увидеть другой мир. Его маска была связана со знанием тайной магии. Его воротник, леопард-зубчатый, дал ему силу животного. Его «болотная» заставка, маленькие белые раковины, представляла его связь с духовными сильными сторонами. Овальные маски, украшенными перьями, ремнями коры и браслетами из слоновой кости. Их кожаные кошельки содержали защитные амулеты.

Магия Южной Африки

Африканская магияВ этой части Африки Магия коллективна, и великий космический змей считается главной силой творения. У него была голова в небе, а его хвост на суше.

Магия Зулуса пыталась повлиять на элементы: колдун убивал райскую птицу и бросал ее в пруд, чтобы дождь пошел в благодарность.

Если этого было недостаточно, женщины закапывали своих детей до шеи и кричали, чтобы небо могло смягчиться и послать дождь из жалости.

В кафрах были колдуны и целители. Они использовали коз для излечения своих пациентов от болезни. Они смазывали  кровью животного пациента. В некоторых племенах козел был принесен в жертву.

Магия в Восточной Африке

В Восточной Африке колдовство и магия — дело наследственное и передается в семьях, где завелась ведьма, от одной родственницы к другой.

Существует поверье, что, когда ведьма умирает, ее дух проникает в бутылку и пребывает там до тех пор, пока он не «внедрится» в другого члена семьи. Кандидатку в ведьмы посвящают в древние тайны магии и ведовства, и она по праву занимает хижину усопшей и завладевает всем ее имуществом.

Никто у нее при этом не спрашивает, хочет ли она стать ведьмой. Если девушка отказывается, то тем самым навлекает на себя всеобщее проклятие соплеменников. Выбор сделан за нее другими, ей только остается попрощаться с членами семьи, друзьями и перейти в другой мир, мир Тьмы и вечного Страха.

Вера в загробную жизнь

После смерти душа умершего некоторое время скитается по миру, но затем вновь приходит в родные места. Живые ждут ее возвращения, наблюдая за местом захоронения и принося ей жертвы. О прибытии тени умершего домой свидетельствует появление ядовитой змеи определенной окраски. Также бытует поверие, что если покойник приснился кому-либо из соплеменников, значит, его душа вернулась и не гневается на родственников.

Обожествление животных

Эта особенность связывается с пережитками тотемизма. Африканцы твердо уверены в божественности животных: например, дождь отождествлялся либо с небесным змеем Дангбе (Дагомея), либо с небесным быком, известным под разными именами – Ниалит (народ динка), Нуна (баи), Джоука (шиллук). Выбор объекта обожествления во многом зависит от основного рода занятий племени: рыболовы на западе континента почитают ламантина, собиратели и охотники – насекомых, в частности пауков.

Руководствуясь этими верованиями, африканцы приводят уклад своей жизни в соответствие с требованиями, озвученными жрецами. Многие племена отказывались от идеи захоронения умершего в землю, чтобы не создавать на кладбище «тусовки» духов. Вместо этого тела сбрасывались со скалы в пропасть или отдавались на волю реке.

Зашкаливает вера в тотемное животное. У племени рода змеи принят такой ритуал: новорожденного помещают рядом со змеей, если она не трогает малыша – он признается законным, в противном случае ребенка убивают.

Черная и белая магия. Разновидности обрядов и ритуалов

Традиционно принято разделение магии на добрую (белую) и злую (темную). Причем если белое колдовство поощряется, то темный маг может в любой момент стать жертвой жестокой расправы.

Основная направленность белой магии – целительство. Люди, «работающие» в этой сфере, именуются сангома. Перед началом практики они проходят длительное обучение, во время которого носят только белую одежду и вымазывают лицо белой глиной. Таким образом будущие сангома пытаются приблизиться к предкам и заручиться их поддержкой.

Методы лечения могут показаться дикими современному человеку. Любое недомогание считается происком злых духов, изгнанием которых и занимается целитель. Один из способов избавиться от духа – закопать под дерево кусок ткани. Иногда используются заговоренные предметы, настойки и мази. Если врачевание не приносит результата, сангома может всегда сослаться на вмешательство могущественных сил, которые не хотят излечения человека.

Лекарства у африканских целителей очень своеобразны, к ним относятся вещества растительного и животного происхождения, всяческие минералы и обычные для европейцев предметы. К примеру, если заговорить обычное серебряное колечко, то оно обязательно будет считаться лекарством. Также требуют предварительного заговаривания целебные мази и настойки. Целители утверждают, что болезнь — это своего рода нарушенная гармония между природой и человеком, а для того чтобы восстановить эту гармонию, целитель дает лекарство больному, которое состоит из белых и черных веществ в равной пропорции. Но обычно африканские целители связывают любые болезни с происками духов, и если их изгнать, то это будет означать исцеление человека.

Любовная магия Африки

Любовная магия у африканских жителей не очень распространена, но все же имеет несколько интересных приемов. Любовное зелье жрецы изготавливают из воды, в которой заранее было вымыто тело любимого. Для того чтобы приготовить любовное зелье, часто используются травы и цветы. Самое популярное растение, которое обладает приворотными свойствами — это гибискус. Африканские женщины также вплетают бутоны гибискуса в венки, для того, чтобы повысить интерес у противоположного пола.

Характерная особенность африканской магии — это наследование колдовских способностей. Если хотя бы один из родителей не был жрецом, то ребенок им стать просто не сможет. Африканцы полагают, что дар передается только от матери к дочке или от отца к сыну, отказаться от такого «наследства» нельзя. Если жрец умирает, он обязательно передает способности кому-то из своих детей, если колдун сам не сделал этого, то наследника выбирает семья.

Самое страшное обвинение в Африке — это обвинение в наведении порчи. Обвинить в этом могут не обязательно только жреца, но вообще любого человека, который, по мнению общественности, занимается тайно колдовством. А если кого-то заподозрят в занятии черной магией, жители вправе устроить самосуд и разделаться с этим человеком. От этой участи никто не застрахован, даже маленькие дети. По оценке общественных организаций, только в Конго почти 30 000 детей беспризорников, а все потому, что они были изгнаны из семей по подозрению в колдовстве.

Черная магия в основном базируется на использовании силы духов стихий. Для общения с ними применяются ритуальные предметы: костер – для огня, специальный веник – для воздуха, соль – для земли, чаша с водой – для воды. Также распространены контакты с духами умерших, для призыва которых необходимы либо внутренности крокодила, либо порошок из высушенного человеческого тела.

Нелюбовь к темному колдовству объясняется его направленностью на причинение вреда людям. Бытует уверенность в неестественности смерти, летальный исход – признак магического воздействия на человека. Заподозрив кого-либо из соплеменников в тайном занятии черным колдовством, его быстро отправляют на тот свет, в лучшем случае – изгоняют из общины. Причем жертвой такого навета может стать кто угодно: как жрец, так и маленький ребенок. Наверняка убедиться в виновности или невиновности человека можно, только изучив кишки, добытые из его вспоротого живота. Правда, незаслуженно обвиненного мало порадует даже оправдательный приговор.

Особенности магии Вуду

Магия Вуду несколько отличается от ортодоксальной африканской магии большей свободой действий. К примеру, гомосексуальные контакты, обычно подвергающиеся суровому неодобрению и наказанию, поощряются последователями Вуду.

Путь к месту шамана Вуду открыт для каждого желающего, чего не скажешь о традиционной магической культуре, в которой колдовские способности передаются только по наследству (даже против желания будущего жреца).

Обычно магия Вуду преподносится европейцам как некий жестокий культ, последователи которого приносят человеческие жертвы, превращают людей в зомби и уничтожают неугодных. Темная сторона у культа, естественно, есть, но она не единственная и далеко не преобладающая. Судя по отзывам людей, побывавших в Африке и общавшихся со жрецами Вуду, колдуны выступают, скорее, в роли медиков и психологов, чем злых магов.

Последователи культа верят, что ничто во вселенной не существует само по себе, а жизнь и смерть составляют святой цикл. Когда соплеменник умирает, его торжественно проводят в иной мир. Подобные обряды многолюдны, сопровождаются ритуальными песнопениями и танцами.

Шаманы Вуду известны своей способностью воздействовать на человека при помощи специальной куклы. Следует отметить, что она может использоваться как во вред человеку, так и для улучшения его самочувствия. Нам известно лишь о злом применении куклы в силу того, что африканцы-рабы желали неприятностей своим обидчикам и проводили темные ритуалы. Познакомиться же с культом Вуду в полной мере удавалось мало кому, видимой была лишь негативная сторона обряда.

Куклу стараются сделать максимально похожей на объект ритуала, также используется органика вроде ногтей или волос. Несмотря на широкую практику подобных обрядов даже в нашей стране, только шаман, прошедший посвящение и изучивший все тонкости мастерства, может установить надежную энергетическую связь с жертвой и оказать на нее влияние.

Африканская магия – волнующая и захватывающая в силу своей первозданности. Она основана на естественных верованиях населения и не ограничена условностями. Но испытать ее можно, только отправившись на «черный континент», где ритуалы исполняются в том виде, в котором их практиковали сотни лет назад.

Африканские магические амулеты

И еще одна характерная черта африканской магии – это постоянное использование амулетов. Амулетами могут быть совсем неожиданные предметы, например: кости людей и животных, хвосты, когти, зубы, любой камень и даже палка или тряпка, предварительно заговоренные жрецом.

Самым сильным амулетом считается человеческое глазное яблоко, добытое из тела порочного человека. Амулеты выполняют защитные функции, они оберегают носящего их человека от темных сил и всяких реальных напастей.

Например, если носить амулет в виде клыка леопарда или кусочек его шкуры, то он защитит от нападения этого животного. Первый амулет появляется у ребенка еще в младенчестве и сопровождает его до конца жизни.

Африканская магия — это отражение общества, в котором она практикуется. В ней очень много запутанного, мрачного и пугающего, в ней постоянно присутствует атмосфера подозрительности. Жрецы не могут быть точно уверены, что сегодня его не обвинят в занятии черной магией и не разделаются с ним. Также как и люди, которые обращаются к жрецам за помощью, 10 раз подумают, а вдруг соплеменники его неправильно поймут. Все эти сомнения уместны, ведь африканская магия чаще воспринимается как способ расправы с врагами и метод получения желаемого.

В заключении

В Африке во всех примитивных обществах отношение к невидимому и сверхъестественному всегда переходило в руки колдунов и шаманов. Ритуалы мертвых и духов, ритуалы аграрных церемоний все еще присутствуют в коллективной памяти.