Магия рун: происхождение и значение рун

0
51

Происхождение рун

Первыми системами письма, разработанными и использованными норвежскими и другими германскими народами, были рунические алфавиты. Руны функционировали как буквы, но они были гораздо больше, чем просто буквы в том смысле, в котором мы сегодня понимаем этот термин. Каждая руна была идеографическим или пиктографическим символом некоторого космологического принципа или силы, и написать руну означало призвать и направить силу, за которую она стояла.

Действительно, в каждом германском языке слово «руна» (от протогерманского * руно ) означает и «буква», и «секрет», или «тайна», и его первоначальное значение, которое, вероятно, предшествовало принятию рунического алфавита, может было просто «(беззвучно) сообщение».

Рунический камень 11-го века из Лингсберга, Швеция, с надписью в Младшем Футарке

У каждой руны было имя, которое намекало на философское и магическое значение ее визуальной формы и звука, за который она выступает, что почти всегда было первым звуком названия руны. Например, Т-руна, названная «Тиваз» на протогерманском языке, названа в честь бога Тиваз (известного как Тир в эпоху викингов).

Считалось, что Тиваз обитает в дневном небе, и, соответственно, визуальная форма Т-руны — стрелка, направленная вверх (что, несомненно, также указывает на выдающуюся роль бога в войне). Т-руну часто вырезали как отдельную иероглиф, кроме написания какого-либо конкретного слова, как часть заклинаний, применяемых для победы в битве.

Рунические алфавиты называются «футарками» после первых шести рун (Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Каунан), во многом так же, как слово «алфавит» происходит от названий первых двух семитских букв (алеф Бет). Существует три основных футарка: 24-символичный старейшина Футарк, первый полностью сформированный рунический алфавит, развитие которого началось в первом веке нашей эры и было завершено до 400 года.  Младший Футарк, состоящий из 16 персонажей, который начал расходиться со Старшим Футарком в начале эпохи викингов (ок. 750 г. н. Э.) и в конечном итоге заменил этот старый алфавит в Скандинавии. И 33-символьный англосаксонский Футорк, который постепенно изменился и пополнился Старшим Футарком в Англии. В некоторых надписях двадцать четыре руны Старшего Футарка были разделены на три Эттира (древнескандинавские «семьи») по восемь рун каждая, но значение этого разделения, к сожалению, неизвестно.

Руны традиционно вырезали на камне, дереве, кости, металле или какой-либо подобной твердой поверхности, а не чернилами и ручкой на пергаменте. Это объясняет их острую угловатую форму, которая хорошо подходила для среды.

Многие из наших нынешних знаний о значениях, приписываемых рунам древнегерманскими народами, взяты из трех «Рунических поэм», документов из Исландии, Норвегии и Англии, в которых содержится краткая строфа о каждой руне в их соответствующих футарках (Младший Футарк рассматривается в исландских и норвежских рунических поэмах, в то время как англосаксонский футорк обсуждается в древнеанглийской рунической поэме).

Ледбергский рунный камень

В то время как рунологи спорят о многих деталях исторического происхождения рунического письма, существует общее согласие относительно общего плана.

Предполагается, что руны были получены из одного из древнеримских алфавитов, использовавшихся средиземноморскими народами первого века нашей эры, которые жили к югу от германских племен. Более ранние германские священные символы, такие как те, что сохранились в наскальных рисунках в Северной Европе, также, вероятно, оказали влияние на развитие сценария.

Самая ранняя, возможно, известная нам руническая надпись найдена на броше Meldorf, которая была изготовлена ​​на севере современной Германии около 50 г. н.э. Надпись, однако, весьма неоднозначна, и ученые разделились по поводу того, являются ли ее буквы руническими или римскими.

Самые ранние однозначные рунические надписи найдены на гребне Вимозе из Вимозе, Дания и на острие остре Швебу из южной Норвегии, обе из которых датируются приблизительно 160 г. н.э. Самая ранняя известная резьба всего футарка (алфавита) по порядку — это то, что на камне Килвер из Готланд, Швеция, который датируется примерно 400 г. н.э.

Передача письменности из Южной Европы в Северную Европу, вероятно, происходила через германские отряды, доминирующее североевропейское военное учреждение того периода, которые столкнулись с написанием курсивом из первых рук во время кампаний среди своих южных соседей.

Эта гипотеза подтверждается ассоциацией, которую всегда имели руны с богом Одином, который в протогерманский период под его первоначальным именем «Woðanaz» был божественной моделью лидера отряда и невидимого покровителя деятельность отряда.

Римский историк Тацит говорит нам, что Один («Меркурий» в толковании Романа) уже был признан доминирующим богом в пантеонах многих германских племен к первому веку. То, возникли ли вместе руны и культ Одина или последние предшествовали первому, не имеет большого значения для наших целей. Как отмечает уважаемый индоевропейский ученый Жорж Дюмезил :

Если бы Один был первым и всегда самым высоким магом, мы понимаем, что руны, какими бы недавними они ни были, попали бы под его власть. Новые и особенно эффективные орудия для магических произведений, они станут по определению и без всяких сомнений частью своей области. … Один мог бы быть покровителем, обладателем этой выдающейся силы секретности и секретного знания, прежде чем название этого знания стало техническим названием фонетических и магических знаков, пришедших из Альп или из других мест, но не утраченных его прежний, больший смысл. 

Однако с точки зрения самих древнегерманских народов руны пришли не из таких мирских источников, как алфавит древнего курсива.

Руны никогда не были «изобретены», но вместо этого представляют собой вечные, предсуществующие силы, которые сам Один обнаружил, перенеся огромное испытание. Эта история дошла до нас в древнескандинавской поэме «Hávamál» («Высказывания Высшего»):

Я знаю, что я висел
на ветреном дереве
Все ночи девятые,
Пронзенные моим копьем
И отданные Одину,
Я принес себя в жертву себе
На том полюсе,
Который никто не знает,
Куда уходят его корни.

Никакой помощи я не получил,
Даже глоток из рога.
Взглянув вниз,
я поднял руны —
крича, схватив их, — и
оттуда отступил. 

Дерево, на котором висит Один, — это, несомненно, никто иной, как Иггдрасиль, мировое дерево в центре германского космоса, ветви и корни которого хранят Девять Миров. Прямо под мировым деревом находится Источник Урда, источник невероятной мудрости.  Сами руны, кажется, имеют свое родное место обитания в своих водах. Это также предлагает другое древнескандинавское стихотворение, Völuspá («Постижение адресата»):

Там стоит пепел по имени Иггдрасиль,
Могучее дерево, осыпанное белым градом.
Оттуда приходят росы, которые падают в долинах.
Стоит вечнозеленый над колодцем Урд.

Оттуда приходят девы, очень мудрые,
Три из озера, которое стоит под шестом.
Один называется Урд, другой Верданди,
Скулд третий; они высекают в дерево
жизни и судьбы детей. 

Эти «три девы» — норны, и их резные фигурки наверняка состоят из рун. Поэтому у нас есть четкая связь между Колодцом Урда, рунами и магией — в данном случае, способностью Норнов вырезать судьбы всех существ.

По-видимому, после того, как Один открыл руны, жертвуя собой ради ритуала и постившись в течение девяти дней, глядя в воды Колодца Урда, именно он передал руны первым человеческим руническим мастерам. Его парадигматическая жертва, вероятно, символически имитировалась на церемониях инициации, во время которых кандидат изучал знания рун, но, к сожалению, никаких конкретных доказательств такой практики до наших дней не сохранилось.

Мёдро рунный камень

Руническая магия

В дохристианско-германском мировоззрении произнесенное слово обладает ужасно сильной творческой силой. Как отмечает скандинавский ученый Катарина Раудвере: «Было признано, что произнесение слов оказывает огромное влияние на жизненные проблемы.

Влияние предложения, произнесенного вслух, не могло быть подвергнуто сомнению и никогда не могло быть возвращено — как будто оно стало каким-то физическим. … Слова создают реальность, а не наоборот ».

Это, в важном смысле, предвосхищение философии языка, выдвинутой немецким философом двадцатого века Мартином Хайдеггером в его оригинальном эссе «Язык». Для Хайдеггера язык является неизбежным структурирующим элементом восприятия.

Слова не просто отражают наше восприятие мира; скорее мы воспринимаем и воспринимаем мир особыми способами, которые требует от нас наш язык. Мышление вне языка буквально немыслимо, потому что вся мысль происходит внутри языка — отсюда и присущая, богоподобная творческая сила слов.

В традиционном германском обществе озвучивание мысли означает превращение этой мысли в ткань реальности, соответственно изменяя реальность — возможно, не совсем, но в какой-то важной мере.

Каждая из рун представляет фонему — наименьшую единицу звука в языке, такую ​​как «t», «s», «r» и т. д. — и, как таковая, представляет собой перевод фонемы в визуальную форму.

Большинство современных лингвистов считают само собой разумеющимся, что связь между означаемым (конкретная реальность, на которую ссылается слово) и означающим (звуки, используемые для вокализации этого слова) является произвольной. Тем не менее, меньшинство лингвистов придерживаются противоположной теории, известной как «фоносемантика»: идея о том, что на самом деле существует значимая связь между звуками, составляющими слово, и значением слова.

Иными словами, сама фонема несет в себе внутреннее значение. Например, значение слова «колючка» в значительной степени происходит от совокупного значения фонем «th», «o», «r» и «n».

Фоносемантический взгляд на язык согласуется с традиционным североевропейским взглядом, где «слова создают реальность, а не наоборот». Руны, как транспонирование фонем, привносят присущие им творческие способности речи в визуальную среду.

Мы уже отмечали, что слово «руна» означает «буква» лишь во вторую очередь, и что его основное значение — «секрет» или «тайна» — таинственная сила, которую несет сама фонема. Мы также должны помнить о том испытании, которое Один предпринял, чтобы обнаружить руны — никто не висел на дереве без еды и воды в течение девяти дней и ночей, ритуально раненный своим собственным копьем, чтобы получить набор произвольных знаков.

С рунами фоносемантическая перспектива приобретает дополнительный уровень значимости. Не только взаимосвязь между определением слова и фонемами, составляющими его, по своей сути имеет смысл, но и взаимосвязь между фонемой и ее графическим представлением также имеет смысл.

Таким образом, руны были не только средством поощрения общения между двумя или более людьми. Будучи по сути значимыми символами, которые могут быть прочитаны и поняты, по крайней мере, некоторыми нечеловеческими существами. Они могут способствовать общению между человечеством и невидимыми силами, которые оживляют видимый мир, обеспечивая основу для множества магических действий.

В приведенных выше стихах из «Völuspá» мы видим, что резьба по рунам является одним из основных средств, с помощью которого норны устанавливают судьбу всех существ (другим наиболее часто упоминаемым методом является ткачество ). Учитывая, что способность изменять ход судьбы является одной из центральных задач традиционной германской магии. Неудивительно, что руны, являясь чрезвычайно мощным средством перенаправления судьбы и значащими по своей сути символами, были, таким образом, по своей сути магическими, по самой своей природе.

Это спорное утверждение, чтобы в наше время, так как некоторые ученые настаивают на том, что, в то время как руны могут иногда использовались для магических целей, они не были, и сам по себе, волшебным.

Но рассмотрим следующий эпизод из саги Эгиля, Во время путешествия Эгиль обедает с фермером, чей дом находится на пути викингов. Дочь фермера опасно больна, и он просит Эгиля о помощи. Когда Эгиль осматривает кровать девушки, он находит кит с вырезанными на нем рунами. Фермер объясняет Эгилу, что эти руны были вырезаны сыном местного фермера — предположительно невежественным, неграмотным человеком, чьи знания рун могли быть в лучшем случае только ненадежными.

Эгиль, будучи мастером рунических знаний, с готовностью обнаруживает, что эта надпись является причиной горя девушки. После уничтожения надписи, соскребая руны в огонь и сжигая сам кит (!), Эгиль вырезает различное сообщение в разных рунах, чтобы противодействовать злокачественности предыдущей письменности. После этого девушка приходит в себя.

Из этого инцидента мы можем видеть, что языческие северные европейцы провели четкое различие между силами самих рун и их использованием. В то время как тело сохранившихся рунических надписей и литературных описаний их использования, безусловно, свидетельствуют о том, что руны сами по себе действительно обладают имманентной магической способностью, которая работает особым образом независимо от предполагаемого использования, которое применяют людьми.

Значение рун

В этом разделе приведены знак, имя, фонема (звук) и краткое описание значения каждой из двадцати четырех рун, составляющих Старейшего Футарка. Данные значения основаны исключительно на средневековых рунических стихах (которые удобно доступны онлайн здесь ). Если наши нынешние знания недостаточно обширны, чтобы дать объяснение того, в чём можно быть достаточно уверенным, это отмечается, а значение остается необъяснимым или объясняется только частично. Эта статья вряд ли место для эзотерических спекуляций, которых удалось избежать.

 Имя: Феу, «крупный рогатый скот». Фонема: Ф. Значение: богатство.

Имя: Уруз, «турок». Фонема: U (длинная и / или короткая). Значение: сила воли.

Имя: Турисаз, « Гигант» . Фонема: Th (мягкая и жесткая). Значение: опасность, страдание.

Название: Ансуз «Асы. Бог» фонемы: А (длинный и / или короткое замыкание). Значение: процветание, жизненная сила.

 Имя: Райдо, «путешествие верхом на лошади». Фонема: Р. Значение: движение, работа, рост.

Имя: Кано, «язва». Фонема: К. Значение: смертность, боль.

 Имя: Гебо, «подарок». Фонема: Г. Значение: щедрость.

 Имя: Вуньо, «радость». Фонема: В. Значение: радость, экстаз.

 Имя: Хагалаз, «град». Фонема: Х. Значение: разрушение, хаос.

Имя: Наутиз, «нужда». Фонема: Н. Значение: нужда, неудовлетворенное желание.

Имя: Иса, «лед». Фонема: я (длинная и / или короткая). Значение: неизвестно (рунические стихи неоднозначны и противоречивы).

Имя: Йер, «год». Фонема: германский J, современный английский Y. Значение: урожай, награда.

Имя: Эйваз, «тис». Фонема: я произносил как «Глаз». Значение: сила, стабильность.

Имя: Перт. Фонема: P. Значение: неизвестно. (Примечание: теория о том, что название этой руны было «Перто», является лишь предположением. Никто на самом деле не знает, потому что эпоха викингов и средневековые источники слишком расплывчаты.)

Имя: Альгиз (рунические стихи противоречивы). Фонема: З. Значение: защита от врагов, защита того, что любишь.

Имя: Соулу, «солнце». Фонема: С. Значение: успех, утешение.

Имя: Тейваз, «бог Тиваз» . Фонема: Т. Значение: победа, честь.

Имя: Беркана, «береза». Фонема: B. Значение: плодородие, рост, питание.

Имя: Ehwaz, «конь». Фонема: E (длинная и / или короткая). Значение: доверие, вера, общение.

 Имя: Манназ, «человек». Фонема: М. Значение: увеличение, поддержка.

Имя: Лагуз. Фонема: Л. Значение: бесформенность, хаос, потенциальность, неизвестность.

Имя: Ингуз, «бог Ингуз». Фонема: Нг. Значение: оплодотворение, начало чего-либо, актуализация потенциала.

Имя: Отал, «наследство». Фонема: O (длинная и / или короткая). Значение: наследство, наследие, традиция, знать.

 Имя: Дагаз, «день». Фонема: Д. Значение: надежда, счастье.