Руны и магия

0
107

Руны вплетены в скандинавскую религию и тесно связаны со скандинавской магией ( сейдр ) и поэзией скальдов. Руны не были изобретены. Старая поэма «Хавамал» объясняет, что Один обнаружил руны, когда повесился на мировом дереве Иггдрасиль, чтобы научиться мудрости. Он висел на продуваемом ветром дереве девять ночей и дней. Когда он собирался умереть, он нашел руны, схватил их и заработал свою жизнь.

Более прозаическое объяснение состоит в том, что руны были созданы в первом веке нашей эры, возможно, на основе латинского алфавита. Хотя они используются всеми германскими народами, большинство из них, однако, обнаружено в Скандинавии. Руны имеют такую ​​форму, что их легко вырезать на твердом материале. Обратите внимание, что руну не пишут, а вырезают.

Руны вырезали на оружии, инструментах, украшениях, амулетах, костях, кусках дерева, памятных камнях, церковных стенах и т. д.

Иногда руническая надпись читается слева направо, иногда справа налево.

Руны представляют собой современную документацию, но расшифровать руны может быть сложно, и часто существует несколько интерпретаций надписи.

Старший Футарк

Существует несколько рунических алфавитов.
Два основных типа рунического алфавита называются старшим Футарком и младшим Футарком в честь последовательности первых шести рунических букв. Руны Средневековья относительно схожи с младшим Футарком, но характеризуются уколами, позволяющими различать отдельные звуки, такие как, например, П и Д.

Кроме того, существует последовательность локальных вариантов. Руническое письмо существовало одновременно с латинским алфавитом и использовалось до 1500-х годов. В Даларне в Швеции особый тип рунического письма использовался примерно до 1900 года.

  • Старший Футарк: 24 символа. Они использовались ок. 100–800 гг. н.э.
  • Младший Футарк: 16 символов. Они использовались ок. С 800 по 1100 год нашей эры.
  • Средневековые руны: 23 руны. Используется с ок. 1100–1500 гг. н.э. 

РУНЫ МОГУТ БЫТЬ И МАГИЧЕСКИМ СИМВОЛОМ, И АЛФАВИТНЫМИ БУКВАМИ.

Каждый рунический символ представляет собой «букву», так что их можно соединить вместе, чтобы сформировать слово. Руны также являются магическими символами, и каждый рунический символ имеет свое имя и символическое значение.

Пример:
Х = г. Эта руна носит имя гифа и несет в себе символическое значение дара/партнерства. Этот персонаж несет в себе отсылки, касающиеся щедрости и отношений между людьми.
Я = я. Эта руна называется is и имеет символическое значение льда/застоя, что означает статическую ситуацию.

РУНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КАК БУКВЫ
Некоторые примеры:

Руны, вырезанные на дереве.
Слово «литилуизм» вырезано на деревянном стержне, возможно, являющемся частью весла, на корабле Осеберг. Это интерпретируется как «Человек мало знает».

На ведре, найденном на корабле Осеберг, высечены слова asikriR, что переводится как «владеет Сигрид». Было ли Сигрид именем одной из женщин, похороненных на корабле Осеберг?

Надпись, найденная в деревянной церкви Гол, Бюгдёй гласит: «Поцелуй меня, потому что я много работаю ». = «Поцелуй меня, потому что я обеспокоен».

В Брюггене в Бергене была обнаружена серия рунических надписей, дающих представление о повседневной жизни людей в средние века.

Несколько примеров:
Романтические послания :
На позвоночнике крупного рогатого скота высечена просьба: kyss mik. «Поцелуй меня.»

Другая надпись гласит:
Óst min, kyss mik.  «Любимая моя, поцелуй меня».

Любовная поэзия Это любовное стихотворение было начертано на рунической палочке с прямоугольным краем:  

Как я люблю чужую жену,
огромные горы начнут качаться, прежде чем я ее забуду.
Знаменитая женщина, мы любим друг друга так, что земля разрывается.
Прежде чем я брошу мудрую женщину, ворон станет
белым, как снег, лежащий в горах.

На другой рунической палочке есть надпись:
Помни меня,
я помню тебя.
Люби меня,
я люблю тебя.

Руны о путешествиях:
Вырезано на куске дерева:  Hérferr Hafdjarfr/hafdjarfr.  «Здесь плывет Хафджарф/смелое море».

Руны, используемые в торговой деятельности .
Руническая палочка сообщает следующее: «Начальник монетного двора Торкель посылает вам перец».  

Сплетни и хвастовство :
Один человек в Бергене распространял какие-то сплетни, или, возможно, он просто хвастался, когда писал: Ингибьорг избила меня, когда я был в Стафангри . = Ингебьёрг любила меня, когда я был в Ставангере .

Серебряная оправа-рукоять щита из Иллерупа, около 250 г. н. э., с рунической надписью Laguþewa / LaguþewaR . Личное имя может означать морской слуга или слуга закона. (Фото из базы данных Nationalmuseets, danske runeindskrifter )

Сообщение жены:
Мужчине, который, возможно, провел слишком много времени в пабе: Gyða segir at þú gakk heim. = Гида говорит вам идти домой.

Руны, вырезанные на металле. 
Золотой брактеат первой половины 500-х годов, найденный в Санднесе в Рогаланде, имеет изображение человеческой головы и надпись рунами, означающими ТА У. Вероятно, брактеат носили на шее как знак удачи и очарования.

На серебряном кольце на шее, датируемом примерно 1000 годом нашей эры и найденном в Сенье в округе Тромс, написано следующее: Forum drengja Fríslands á vit ok vígs fótum vér Skiptum. Это переводится как: «Мы отправились навстречу доблестным людям Фризии (и) разделили боевые трофеи». 

Руны на памятных камнях
Руны на памятных камнях использовались для того, чтобы отдать дань уважения умершим, показать, кто построил мост, кто сохранил власть на определенной территории и т. д.

Одна из трех рун, используемых в качестве строительного материала в церкви Халлестад.

В V веке скорбящий отец в округе Рогаланд вырезал на камне следующие слова в память о своем сыне: « Здесь покоится Хадулейк. Я, Хагустальд, похоронил своего сына».  

В конце 10-го века в Хеллестаде, Швеция, был установлен рунический камень в память о павшем воине:

Аскелл установил этот камень в память о сыне Токи Гормра, верном ему господине.
Он не бежал в Упсале.
Доблестные люди установили
в память о своем брате
камень на холме,
укрепленный рунами.
Они подошли ближе всего к Токи Горма.

Около 1050 года мать приказала вырезать эти слова в память о своей дочери на Диннастоне, Оппланд, Норвегия; «Гуннвор, дочь Тридрикра, построила мост в память о своей дочери Астрид. Она была самой умелой девушкой в ​​Хаделанде. 

РУНЫ КАК МАГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ

Слово руна означает «тайна», «тайна». В сагах мы узнаем, что слово « руна» используется не только для обозначения резных знаков, но также для обозначения некоторых песен, магических формул, тайных навыков и тайн, сокрытых в поэзии скальдов.

Руническая магия использовалась для предсказания будущего; как форма защиты; произносить заклинания; вылечить болезнь; дарить любовь и т. д.

Фибула с рунической надписью «Алугод», за которой следовала свастика. С третьего века. Найден в Верлёсе, Дания. Хранится в Национальном музее Дании.

Однако это могло быть довольно рискованно, если бы руны вырезались неквалифицированными людьми. В саге об Эгиле мы узнаем, что молодая девушка заболела из-за того, что влюбленный поклонник вырезал руны на китовом усе, чтобы пробудить в ней любовь. Эгиль находит руны под кроватью девушки. Он соскребает знаки, сжигает китовый ус, а затем вырезает новые руны, которые кладет под подушку девушки, что помогает ей выздороветь.

Затем Эгиль предупреждает:

Руны никто не должен записывать,
Кто не умеет их читать;
Темных заклинаний, полных многих,
Смысл может отсутствовать.
Десять заклинаний, неправильно написанных
На китовой кости, были высечены:
Откуда деве, ухаживающей за луком,
Долгая печаль и боль.

САГИ И СТИХИ, ПОВЕЩАЮЩИЕ О МАГИЧЕСКИХ РУНАХ

В стихотворении, известном как Ригстула, мы узнаем, что самого младшего из сыновей Ярла можно будет называть «королем» только тогда, когда он станет Мастером рун и изучит руническую магию, которая лечит раны, успокаивает тягу, тушит пламя. , усмиряет бури и позволяет ему понимать пение птиц.

В стихотворении «Сигрдрифумал» (изречения приносящего победу) мы узнаем, как Сигурд Фовнесбейн приходит к женщине-воину Сигрдрифе и просит ее передать ему свою мудрость. Затем она читает эту молитву:

Копии Золотых Рогов Галлехуса в Южной Ютландии, Денмак. Рога датируются началом V века. На одном из рогов имеется руническая надпись, интерпретируемая как:  «Я Хлевагастиз Холтияз сделал рог». Неизвестно, использовались ли они первоначально в качестве рогов для питья или приманки.

Здравствуй, день!
Приветствую вас, сыны дня!
И ночь и ее дочь теперь!
Смотри на нас здесь
любящими глазами,
Что ждем, что мы победим.

Слава богам!
Слава вам, богини,
И вся щедрая земля!
Дай нам мудрость
и добрую речь,
И целебные руки на всю жизнь.

В молитве мы слышим, какими качествами она молится о наделении Сигурда. Это: мудрость, красноречие, способность создавать стихи, а также уметь исцелять и лечить болезни. Затем она дает ему выпить для тоста – рог, наполненный медом, напитком скальдической поэзии – и учит его рунической магии.

Сигрдрифа рассказывает о рунах победы ( sigrúnar ), которые следует вырезать на различных частях меча; волновые руны (бримрунар) , которые следует вырезать на борту корабля и на веслах, чтобы защитить команду; руны рождения ( bjargrúnar ), которые помогут во время родов, чтобы новорожденные выжили. Сигрдрифа также рассказывает о рунах-ветвях/рунах жизни ( лимрунар)  , которые могут лечить раны и болезни; об эле-рунах (ö lrúnar ), которые защитят от предательства; речевых рун (малрунар) , способствующих красноречию и уверенности; рун мысли ( hugrúnar ), дарующих мудрость.

ВЫРЕЗАНИЕ МАГИЧЕСКИХ НАДПИСЕЙ

В доступном археологическом материале можно найти отдельные руны, вырезанные на оружии и украшениях. Например, руна Тиваз ( ᛏ)  означает победу, а руна Альгиз ( ᛉ ) означает защиту.

Мы также обнаруживаем, что рунические формулы вырезаны в виде магических слов или расширенных заклинаний, хотя интерпретировать эти формулы не всегда так просто.

Рунические заклинания, должно быть, использовались еще во времена христианства. Среди других предметов, обнаруженных в Брюггене в Бергене, есть шестигранная руническая палочка конца 1300-х годов, где Один упоминается следующим образом:

Заклинаю тебя, Один, с (язычеством), самым большим среди чертей.
Смирись с этим. Назови мне имя человека, который украл. Для христианства.
Расскажи мне теперь (твое) непотребство. Один издевается надо мной, (во-вторых) издевается надо мной.
Скажи мне, Один! Теперь (количество чертей?) наколдовано вместе со всеми (язычеством).
Теперь вы должны узнать для меня имя того, кто украл. (Аминь.)

Золотой брактеат периода миграции с рунической надписью «алу» и свастикой. Из Готланда, Швеция. (Источник фото: Wikimedia Commons)

Простые слова
Одно из слов, которое должно было иметь особое значение, — это алу , которое встречается на амулетах, брактеатах и ​​камнях. Среди прочего, он был найден на бронзовой пластине, обнаруженной в Фоссе в округе Рогаланд. Некоторые источники подразумевают, что алу — это формула магического заклинания, которая сдерживает злых духов, в то время как другие подразумевают, что алу означает эль, напиток, который часто используется в сочетании с ритуалами.

Составные слова
В Меланде в округе Нордхордаланд был обнаружен скребковый нож, на котором написано следующее: lina laukaR f. Это переводится как лён – onien – F. Лен и лук использовались в ритуалах плодородия. Мы знаем об этом, среди прочего, из истории жертвоприношения в Волсетоттене. Руна F (Феху), идущая последней, имеет символическое значение – скот или богатство. 

Несколько предложений 
Камень Эггья: Самая длинная надпись, существующая в Норвегии, с рунами периода старшего Футарка, находится на камне Эггья, датируемом примерно 600 годом нашей эры. Каменная плита лежала на могиле руной вниз. Существует несколько интерпретаций.

Один из предложенных переводов:

Панель 1:
Солнце не ищется, и камень саксофона не покрыт шрамами.
Ни один человек не положил его обнаженным, пока течет нит.
Никакие сбитые с толку люди не отложили его в сторону.

Часть надписи на камне Эггья. Камень был найден над могилой мужчины письменной стороной вниз.

Панель 2:
Вот камень, человек, запачканный трупным морем, сделанный таким образом веслами в изношенной лодке.
Кто как бог-лунь приходил сюда на землю бога?
Рыбоподобный, из плавания страха реки, как птица, наш кукарекающий

Панель 3:
Алу  ( Защита от злоумышленника )

Камень Хогганвик: мистическая надпись, найденная на камне в 2009 году в Мандале, Норвегия. Он лежал лицевой стороной вниз, но, вероятно, был установлен как памятный камень около 400 г. н.э. Рунолог Джеймс Э. Книрк перевел надпись следующим образом:

Камень Скелба-Шеваза [«Шокирующего слуги» (личное имя)]
aaasrpkf (буквы, используемые в качестве заклинания).
Меня [=резчик рун] [звали] Наудигастиз [=”Нужен-гость” (личное имя)]; (имя Резчика Рун)
Я , [по прозвищу] Росомаха.
аарпаа (буквы, используемые в качестве заклинания)? Внутри/Изнутри ? колесо-ступица/?угол кабины [или:?игла].

 
Эгиль Скаллагримссон вырезал руны на низинном шесте, который он воздвиг против Эйрика Кровавого Топора. Ничтожный шест — это голова лошади, способная насылать стыд и проклятия. Об этом рассказывает сага об Эгиле:

(…) Он взял в руку орешник и подошел к скалистому возвышению, обращенному внутрь, на материк. Затем он взял голову лошади и закрепил ее на шесте. После этого, в торжественной форме проклятия, он так произнес: «Здесь я установил шест проклятия, и это проклятие я направляю на короля Эрика и королеву Гуннхильду. Здесь он повернул голову лошади в сторону земли. Это проклятие я также обращаю на духов-хранителей, обитающих в этой земле, чтобы они все сбились с пути, не достигли и не нашли свой дом, пока не изгонят из страны короля Эрика и Гуннхильду.

Сказав это, он воткнул шест в расщелину скалы и оставил его стоять там. Голову лошади он повернул внутрь, к материку; а на шесте он вырезал руны, выражающие всю форму проклятия.

ПРОРОЧЕСКИЕ РУНЫ

Из саг мы узнаем, что руны использовались для предсказания будущего. Мы слышали о литье рун и деревянных щепках, используемых в магических или ритуальных целях, но неясно, как проводились эти ритуалы. Возможно, мы можем получить одно указание от римского историка Тацита (около 100 г. н.э.), который сказал о германском народе, что они сохраняют обычай предупреждать и пророчествовать, бросая жребий/бросая палки с различными знаками.

Они придают первостепенное значение взятию покровительства и жеребьевке. Их обычная процедура с лотом проста. Они отрезают ветку орехотворного дерева, разрезают ее на полоски, отмечают их разными знаками и бросают наугад на белую ткань. Затем государственный жрец, если это официальная консультация, или отец семейства, на частной, возносит молитву богам и, подняв глаза к небу, берет в руки по одной три полоски и, согласно какому знаку они ранее были отмечены значком, дает свою интерпретацию. Если жребий запрещает какое-либо предприятие, в этот день не обсуждается данный вопрос. Если они позволяют это, требуется дальнейшее подтверждение путем принятия покровительства. (Отрывок из «Германии» Тацита)

Blótspánn – (деревянные щепки, залитые кровью).
Древние саги и стихи рассказывают, что деревянные щепки можно было отливать в чаши с кровью принесенных в жертву животных. Этот ритуал проводился, чтобы получить предупреждения и заглянуть в будущее. В стихотворении, известном как «Слово о Хюмире», в одном стихе упоминаются ветки и кровь. Это может означать, что на деревянных щепках или ветках перед тем, как их бросили в чашу, были вырезаны руны.

В давние времена боги
пировали вместе,
И питья они искали
, прежде чем насытиться;
Они трясли ветки
и пробовали кровь:
В чертоге Эгира
они нашли богатую еду.

О seiðr  (скандинавской магии) и вольвах.  Увидеть женщин викингов.